Автоматизированная система пограничных станций (АСУ ПС) — многофункциональная система реального времени, обеспечивающая комплексную автоматизацию выполнения технологических операций, предусмотренных технологическим процессом работы пограничных переходов, направленного, прежде всего, на передачу транспортных средств и грузов за границу и приема из-за границы. Данная система разработана на основании решения ОАО «РЖД» о создании новой эксплуатационной модели, в соответствии с проектом, включенным в Программу информатизации.
Внедрение АСУ ПС — повышение эффективности работы пограничных переходов:
- Сокращение на 15-20 % простоя вагонов на станции за счет автоматизации технологических процессов, ускорения оформления перевозочных документов и передаточных ведомостей.
- Сокращение до 40 % времени, необходимое для обработки грузов и осуществления таможенного контроля на железнодорожных пунктах пропуска, расположенных в зоне действия Дальневосточного таможенного управления.
- Уменьшение времени простоя, связанного с неправильным или неточным оформлением транспортных и товаросопроводительных документов.
Автоматизированная система пограничных станций является составной частью общей системы управления перевозочным процессом и помимо собственных специфических возможностей обладает всеми возможностями грузо-сортировочных станций.
Основное назначение системы заключается в комплексной автоматизации технологических цепочек операций с объектами перевозочного процесса с созданием полного набора автоматизированных рабочих мест для специалистов, принимающих участие в организации перевозочного процесса и его документальном оформлении на пограничных станциях, в том числе:
- оформление основных перевозочных и технологических документов, используемых в процессе подготовки поезда к передаче или приему по межгосударственным стыкам;
- оформление как исходной передаточной ведомости ИППВ, так и согласованной СППВ с последующей передачей в АСОУП сообщений 4770 (1), 4770 (2);
- информирование работников станции о наличии вагонов и контейнеров, грузов, сдаваемых и принимаемых из-за границы;
- регистрация, снятие и отражение информации о задержанных вагонах пограничными службами: таможенной, вагонной, коммерческой, фитопатологической, санитарно-ветеринарной, транспортно-экспедиционной с указанием причины, а также временем начала задержки и устранения причин неприема;
- обработка информации по дальнему информированию о прибытии грузов в адрес пограничных переходов и информации предварительной передаточной ведомости АСОУП на вагоны, следующие транзитом через Россию из стран СНГ;
- информационный обмен информацией с перевозочных документов с таможенными органами;
- информационный обмен с инодорогой в части предварительного информирования о подходе грузов к границе;
- транспортно–экспедиционное обслуживание грузо-владельцев в пограничном перегрузочном районе;
- информационное взаимодействие с системами верхнего уровня;
- возможность планирования, как на ближайший, так и на более дальний период местной работы станции и размеров движения по межгосударственному стыковому пункту с учетом направления следования вагонов и действующих конвенционных запрещений;
- ведение в реальном времени первичной базы данных Единой модели перевозочного процесса (ЕМПП) с обеспечением полноты и достоверности данных ЕМПП;
- своевременное обеспечение оперативных работников ж.д. станции достоверной информацией о подходе поездов, вагонов, контейнеров и грузов, следующие на экспорт и под перегруз из-за границы;
- учет наличия и дислокация как широких, так и узких вагонов на станции;
- автоматизация рутинных операций по составлению и обработке документов на поезда, вагоны, контейнеры и отправки;
- автоматизация учета и отчетности о работе станции;
- информационное взаимодействие с органами таможенного и пограничного контроля для минимизации времени обработки грузов и сокращения простоя подвижного состава;
- автоматизация ведения актово-розыскной работы для обеспечения сохранности перевозимых грузов.
Реализация нижнего уровня оперативно-диспетчерского управления перевозочным процессом, прежде всего местной работой в пределах станций, входящих в опорный центр организована посредством расширения функциональных возможностей АСУ станций функциями СПВ, реализованными в АРМах ЦД, АРМах Техконторы и АРМах Агента грузовой и коммерческой работе по приему, сдаче поездов. Система призвана обеспечить сокращение затрат времени на развоз местного груза и сбор на базовой станции погруженных вагонов.
Демонстрационный материал: