Система ИТАУР предназначена для автоматизации управления работой сортировочных станций с обеспечением электронной технологии диспетчерского управления (комплексная информатизация работы станционных и маневровых диспетчеров во взаимодействии с ДЦУП (Дорожный диспетчерский центр управления перевозками)). Объектами автоматизации являются сортировочные станции ОАО «РЖД».

Целью создания ИТАУР является:

  • Создание информационной модели, реально отражающей бизнес-процессы станционной работы;
  • Поставка более качественной информации в единую модель перевозочного процесса;
  • Снижение затрат станционных работников на подготовку данных о совершаемых операциях;
  • Реализация на основе созданной информационной модели новых электронных технологий диспетчерского руководства, обеспечивающих сокращение простоя вагонов, рост производительности маневровых локомотивов и согласованность станционной работы с поездной и местной работой региона и направлений;
  • Создание реальной информационной базы для решения задач оперативного, периодического и целевого анализов результатов работы для планомерного совершенствования нормативной технологии и принятия объективных решений по инвестициям в развитие станционной инфраструктуры;
  • Повышение объективности и полноты ДО-24 и данных, поставляемых в систему КАСАТ (Комплексная автоматизированная система учета, расследования и анализа случаев технологических нарушений), создание информационной базы для систем анализа и контроля качества станционной работы;
  • Создание объективной основы для разделения ответственности по выполнению технологического процесса между работниками разных вертикалей управления холдинга ОАО «РЖД», участвующих в станционных технологиях работы. Обеспечение возможности перехода на их работу по СМК (Система менеджмента качества).

ИТАУР включает 2 программно-технических комплекса (ПТК):

  1. ПТК сервера, обеспечивающего ведение станционной модели реального времени (ПТК СМРВ).
  2. ПТК АСУ СТ.

В ИТАУР также интегрирован ПТК, обеспечивающий спутниковую навигацию маневровых локомотивов (ПТК СНС) с передачей данных о дислокации маневровых локомотивов в ИТАУР. 

В состав ИТАУР входят следующие подсистемы:

  • Подсистема «МОДЕЛЬ». 
    В рамках ПТК СМРВ обеспечивается поддержка детализированной модели статических (элементы путевого развития, светофоры, Устройства тормозные стационарные (УТС), Пункт считывания (ПСЧ) и другие) и динамических объектов (поезда, поездные и маневровые локомотивы). В СМРВ основная часть данных о динамических объектах формируется автоматически по информации Системы железнодорожной автоматики сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ), Спутниковой навигации маневровых локомотивов (СНС), Система автоматической идентификации подвижного состава (САИ ПС).
  • Подсистема «ПЛАН». 
    Подсистема обеспечивает детализированное планирование работы сортировочной станции по данным, получаемым из ДЦУП, формирование заявок и нарядов-заданий на маневровую работу, диспетчерское регулирование в рамках выполнения текущего плана.
  • Подсистема «КОНТРОЛЬ». 
    Подсистема обеспечивает полнофункциональный диспетчерский контроль за работой станции.
  • Подсистема «ИТОГИ».
    Подсистема обеспечивает формирование итоговых документов по результатам работы диспетчерских смен (комплексных бригад).
  • Подсистема «СЕРВИС». 
    Подсистема обеспечивает функции сопровождения эксплуатации ИТАУР: мониторинг работы системы, архивация и восстановление данных, разграничение доступа пользователей. Используется персоналом вычислительных центров, сопровождающих систему.

Демонстрационный материал: