Автоматизированная система управления станциями (АСУ СТ) – многофункциональная система реального времени, обеспечивающая комплексную автоматизацию выполнения технологических операций, предусмотренных технологическим процессом работы района управления.
АСУ станциями разработки ООО «ЦИТ Транс М» функционирует более чем на 63% станций 13 дорог ОАО «РЖД» (около 2725 станций с общим количеством АРМ свыше 51000), на сети ЯЖДК, ФГУП «КЖД», ЗАО «ЮКЖД», на 4-х отделениях дорог Казахстана. В рамках АСУ СТ разработана и эксплуатируется система взаимодействия с АСУ клиента. АСУ СТ обеспечивает электронный документооборот на основе использования ЭЦП. В рамках АСУ СТ функционирует система работы с неисправными вагонами и подготовки вагонов (АСУ ПТО).
Назначение системы:
- реализация нижнего уровня оперативно-диспетчерского управления перевозочным процессом, прежде всего местной работой в пределах станций, входящих в район управления. Система призвана обеспечить сокращение затрат времени на развоз местного груза и сбор на базовой станции погруженных вагонов;
- комплексная автоматизация технологических цепочек операций с объектами перевозочного процесса с созданием полного набора АРМ (Автоматизированных Рабочих Мест) для работников, принимающих участие в организации перевозочного процесса, и его документальном оформлении на сортировочных, участковых, грузовых, припортовых, пограничных, нефтеналивных и других станциях;
- ведение в реальном времени первичной базы данных Единой модели перевозочного процесса (ЕМПП) с обеспечением полноты и достоверности данных;
- графическое представление информации (ГСС);
- информационное-справочное представление информации (ИСС).
АРМ НСИ
Автоматизированное Рабочее Место ведения Нормативно-Справочной Информации (АРМ НСИ) обеспечивает автоматизацию процессов ввода/корректировки большого объема нормативно-справочной информации. В качестве исходной информации используются данные межгосударственных, общероссийских, отраслевых классификаторов, а также сведения, соответствующие ТРА и техпроцессу работы и плану формирования станций.
Программное обеспечение АРМ НСИ состоит из набора отдельно инсталлируемых исполняемых файлов (exe и ActiveX). Интерфейс позволяет выполнять единовременно заполнение/корректировку блока из нескольких взаимосвязанных таблиц, облегчая технологу процесс идентифицирования и возможность оперирования символьными наименованиями данных вместо их кодов.
Комплекс программ служебного АРМа по работе с нормативно-справочной информацией предназначен для упрощения и облегчения ввода, корректировки, обновления большого объема нормативно-справочной информации как вводимой на начальном этапе работы АСУ СТ так и в процессе сопровождения системы в целом:
- открытость информационной базы системы, позволяющая проводить ее корректировку (добавление, изменение, корректировку информации);
- обеспечение быстрого доступа к информации;
- обеспечение возможности быстрого восстановления информации;
- обеспечение сохранности НСИ в любой момент времени.
Администрирование АРМа НСИ ведется специалистами ВЦ дорог, отделений, станций с участием разработчиков программного обеспечения «ЦИТ Транс М». В случае необходимости можно использовать централизованную замену программных модулей и нормативных справочников. Для обновления типовых классификаторов НСИ существует специальная прикладная функция АРМа НСИ «Загрузка и обновление НСИ».
Демонстрационный материал:
АРМ ПС
Автоматизированное рабочее место приемосдатчика (АРМ ПС) обеспечивает автоматизацию технологического процесса на станции, связанного с ведением дислокации вагонов в пределах станции и на примыкающих подъездных путях, подготовкой и формированием технологических документов.
АРМ ПС обеспечивает выполнение следующих задач:
- Подача и уборка вагонов по грузовым фронтам мест общего пользования;
- Подача и уборка вагонов на (с) подъездных путей;
- Перестановка вагонов с фронта выгрузки на фронт погрузки;
- Выгрузка вагона на путях клиента, местах общего пользования, станционных путях;
- Погрузка вагона;
- Формирование документов на передачу транспортных средств и грузов в объёме исходной или согласованной передаточной поездной ведомости и документов на поезд;
- Оформление памяток приемосдатчика ГУ-45;
- Оформление Актов формы ГУ-23;
- Оформление Актов ГУ-7а (о недосливе цистерн);
- Оформление Актов ГУ-23 на контейнера;
- Оформление Актов на прием-передачу ваг/КНТ в аренду;
- Печать Актов ВУ-19, ВУ- 20, ВУ-20а;
- Оформление вагонных листов (ГУ-38а, ГУ-38б, ГУ-38в, ГУ-38г);
- Оформление учетных книг ГУ-44, ГУ-34, ГУ-48, ГУ-6, ГУ-2, ГУ-2а;
- Оформление Журнала ВУ-14;
- Подбор вагонов по заявкам;
- Просмотр плана – задания на подбор вагонов (оформленных грузовым диспетчером).
АРМ ДСЦ
Автоматизированное рабочее место маневрового диспетчера/накопителя (АРМ ДСЦ) предназначено для обеспечения автоматизации технологического процесса, связанного с организацией расформирования/формирования поездов и маневровых перемещений групп вагонов в пределах станции и на примыкающих подъездных путях, подготовкой и формированием технологических документов.
Комплекс задач АРМа ДСЦ обеспечивает автоматизацию технологического процесса на станции, связанного с организацией маневровой работы. АРМ ДСЦ функционирует в составе единого комплекса рабочих мест АСУ СТ.
Демонстрационный материал:
АРМ ТК
Автоматизированное рабочее место оператора товарной конторы (АРМ ТК) предназначено для обеспечения автоматизации технологического процесса, связанного с организацией расформирования/формирования поездов и маневровых перемещений групп вагонов в пределах станции и на примыкающих подъездных путях, подготовкой и формированием технологических документов.
АРМ ТК функционирует в составе единого комплекса рабочих мест АСУ ПС. Обеспечивает автоматизацию технологического процесса на станции, связанного с организацией расформирования/формирования поездов и маневровых перемещений групп вагонов в пределах станции и на примыкающих подъездных путях, подготовкой и формированием технологических документов.
Выполняет следующие основные функции:
- Прибытие поездов на станцию;
- Технический, коммерческий, натурный и другие виды осмотра вагонов;
- Расформирование/ роспуск состава, посредством вызова функции АРМ ДСЦ;
- Прицепка / отцепка вагонов;
- Контроль состава групп вагонов, не объединенных в поезда, на станционных путях;
- Подача и уборка вагонов по грузовым фронтам мест общего пользования;
- Подача и уборка вагонов на (с) подъездных путей предприятий;
- Выгрузка вагона на путях клиента, местах общего пользования, станционных путях;
- Погрузка вагона;
- Контроль за дислокацией вагонов на подъездных путях;
- Смена, присвоение индексов поездов;
- Формирование поездов;
- Объединение, соединение, разъединение поездов.
- Бросание грузовых поездов;
- Отправление поездов со станции;
- Формирование документов на передачу транспортных средств и грузов в объёме исходной или согласованной передаточной поездной ведомости и документов на поезд;
- Подготовка натурного листа на прибывший поезд;
- Формирование и передача в адрес ИВЦ дороги ТГНЛ на прибывший поезд;
- Подготовка технологических документов на поезд, в том числе: размеченного натурного листа.
В качестве отдельных функций в АРМ ТК входит функция подготовки сортировочного листка и контроль за соблюдением плана формирования поездов.
Демонстрационный материал:
АС KOO-4 ВЦ
Автоматизированная система учета нахождения вагонов на ответственности предприятий (АС КОО-4 ВЦ) — это информационный ресурс и пользовательский интерфейс сотрудников ЦФТОМ (отдел коммерческой работы в сфере грузовых перевозок), который обеспечивает:
- ведение актуального списка предприятий: владельцев, пользователей, контрагентов железнодорожных путей необщего пользования;
- ежемесячный сбор по сети ОАО «РЖД» и длительное хранение данных в объеме станционного отчета КОО-4;
- подготовку статистических данных о количестве обработанных вагонов, количестве погруженных/выгруженных вагонов, количестве начисленных сборов, платежей, штрафов и времени простоя вагонов на ответственности предприятия по данным отчета КОО-4 в сравнении с предыдущим годом/месяцем и накоплением с начала текущего года;
- выдачу статистической информации с разбивкой по территориально-административному делению и экономической деятельности, по отраслям, морским и речным портам, по отдельному предприятию, по дороге, отделению, краю и ОАО РЖД в целом;
- подготовку сводного ежегодного отчета «Анализ работы подъездных путей»;
- расчет грузооборота на основе данных КОО-4 по каждому предприятию отдельно.
Демонстрационный материал:
ПК Мониторинг ОЦ
Мониторинг работы опорного центра (Мониторинг ОЦ) представляет собой систему удалённого контроля состояния и сбора статики работы АСУ СТ. Система отслеживает аварийные ситуации и посылает извещения о них. Это позволяет оперативно реагировать на них и предупреждать остановку и восстанавливать работоспособность системы. Программный комплекс «Мониторинг ОЦ» осуществляет удалённый контроль состояния и сбор статистики работы системы.
ПК наблюдения «Мониторинг ОЦ» выполняет следующие функции:
- оперативное реагирование на проблемы, предупреждение остановок и восстановление работоспособности системы;
- обзор общей статистики работы (в виде количества обработанных СП сообщений) по часам и статистики времени обработки сообщений, что дает возможность объективно оценить нагрузку на сервер приложений;
- контроль правильности настройки системы;
- контроль сбоев системного программного обеспечения;
- определение ошибок в прикладном программном обеспечении, не позволяющих СП обработать входящие сообщения. Тексты ошибок доступны для удалённого просмотра, что способствует быстрейшей локализации и устранению проблем;
- прогноз потребность системы в дисковом пространстве для создания новых баз данных;
- извещение о недостатке в дисковом пространстве, что позволяет своевременно наращивать объём дисковых массивов и избежать остановки системы из-за невозможности сохранения информации;
- слежение за своевременностью обработки сообщений СП и АРМами;
- оповещение о задержке обработки сообщений, что позволяет своевременно принять меры и не допустить полной остановки работы или значительных задержек;
- ежесуточно производится подсчёт времён обработки сообщений.
Комплекс предназначен для персонала, контролирующего работоспособность сервера и системы в целом, для своевременного выявления и устранения ошибок в работе. Программа просмотра, запущенная на рабочих местах, отображает состояние ОЦ и позволяет просматривать статистику работы.
Демонстрационный материал:
АРМ ТЕХПД
Автоматизированное рабочее место оператора технологического центра отделений железных дорог по обработке перевозочных документов (АРМ ТЕХПД) разработан как составная часть АСУ станций и АРМ АГКР, а так же самостоятельно работающий комплекс программ в сетевом. Осуществляет взаимодействие с задачами дорожного уровня САП, ЕК ИОДВ, для обеспечения систем дорожного уровня полной и достоверной информацией с перевозочных и финансовых документов.
- Передача информации по плательщикам в/из автоматизированные системы АО «НК «КТЖ» для присвоения ЕЛС плательщиков, ведения актуальной базы плательщиков.
- Автоматизация контрольной таксировки и корректировки провозных платежей, дополнительных сборов, тарифа оператора, начисления НДС (электронный калькулятор) с передачей данных в финансовую систему.
- Автоматический прием/передача первичной информации о перевозках, в том числе и с/в локальных АРМ АКГР, для централизованного ведения базы данных перевозочных документов.
- Ведения НСИ для ТехПД.
- Формирования выходных форм, отчетов и справок ТехПД.
- ведения электронного архива перевозочных документов.
АРМ ДСП
Автоматизированное рабочее место дежурного по станции (АРМ ДСП) обеспечивает автоматизацию технологического процесса на станции, связанного с организацией прибытия, отправления, проследования, а также расформирования и формирования поездов и маневровых перемещений групп вагонов в пределах станции на примыкающих подъездных путях, подготовкой и формированием технологических документов.
Комплекс функционирует в архитектуре клиент-сервер. АРМ ДСП обеспечивает хранение и отображение топологии станции с привязкой к ней оперативных данных по поездам, группам, вагонами позволяет вводить, корректировать информацию о динамических объектах (поезд, вагон). При загрузке АРМ ДСП читает информацию из БД через обращение к методам клиентской библиотеки сервера Объектной модели. После загрузки локальная модель АРМа поддерживается в актуальном состоянии путем приема сообщений от сервера Объектной модели – либо от сервера АСУ через телеобработку (ТО). Получив уведомление в виде сообщения или квитанции, АРМ перечитывает из сервера Объектной модели объект, идентификатор которого указан в квитанции от сервера АСУ, либо в сообщении от сервера Объектной модели.
При выполнении операции в АРМе ДСП, формируется сообщение, которое передается в Сервер Приложений (СП) и, возможно, в АСОУП. Передача происходит посредством ТО. СП отвечает на сообщение квитанцией, на основание которой происходит обновление модели – чтение БД. Ответ АСОУП либо обрабатывается автоматически, либо показывается оператору.
Демонстрационный материал:
АРМ КЗО
Задача конвенционные запреты (АРМ КЗО) предназначена для ведения оперативной базы данных действующих на сети железных дорог России запрещений и ограничений по приему к перевозке грузов (согласно ст. 29 Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации»), а также обеспечения информационной взаимосвязи между железными дорогами.
Функция «Конвенционные запреты» предназначена для ввода информации по телеграммам ОАО «РЖД» о запрещении и ограничении погрузки грузов в определенном направлении и формирования статистических данных.
Задача решает вопросы:
- оперативное составление запрещающей телеграммы с автоматическим использованием всех действующих на сети нормативно – справочных классификаторов;
- автоматическое формирование печатной формы телеграммы на фирменном бланке с возможностью необходимой корректировки, просмотром и печатью;
- автоматический подсчет итоговых данных по телеграммам для работников ОАО «РЖД»;
- автоматическое формирование отчета по действующим нарушениям на текущие сутки;
- быстрый поиск телеграмм из базы по необходимым критериям;
- ведение архива телеграмм.
Задача должна функционировать:
- в отделах ОАО «РЖД», формирующих телеграммы и рассылающие их к исполнению;
- на станции, принимающей утвержденные телеграммы к исполнению;
- на служебных рабочих местах, где необходима оперативная информация об ограничениях.
Демонстрационный материал:
АРМ Сведениста
Рабочее место Сведениста (АРМ Сведениста) является составной частью АСУ СТ и его функционирование целесообразно при наличии действующего СО. АРМ Сведениста может быть установлен на рабочее место ситуатора, сведениста, инженера-анализатора, технолога, работника техконторы, приемосдатчика.
АРМ Сведениста предназначен для:
- запроса данных, рассчитываемых Сервером Отчетности (как вручную, так и в автоматическом режиме в определенное время);
- перечисление вагонов из одного эксплуатационного состояния в другое, из одной учетной категории в другую;
- отправки данных о непринятых на подходах поездах, о сорванных и отмененных поездах.
Входными данными для АРМа являются поездная и вагонная модели Сервера Приложений, а также наработанные таблицы с итоговыми данными Сервера Отчетности. Для работы с АРМом необходимо обладать знанием технологии работы железнодорожной станции, технологии учета подвижного состава и расчета отчетных форм.
АРМ АКГР
Автоматизированное рабочее место агента по грузовой и коммерческой работе (АРМ АГКР) предназначено для подготовки и оформления электронной накладной работниками железной дороги в условиях электронного документооборота. АРМ АГКР разработан как составная часть АСУ СТ, а также как самостоятельно работающий комплекс программ в сетевом и локальном варианте. Осуществляет взаимодействие с задачами дорожного уровня АСОУП, ЕК ИОДВ и с другими задачами, работающими на сети железных дорог (ЭТРАН и т.п.), обеспечивает системы дорожного уровня полной и достоверной информацией с перевозочных и финансовых документов в режиме реального времени.
Технологический процесс подразделения ж.д. транспорта, выполняющего функции агентства по коммерческой и грузовой работе, в условиях концентрации грузовой и коммерческой работы, включает работу за несколько станций. Это могут быть опорные товарные конторы, процессинговые центры, и другие подразделения, занимающиеся подобной деятельностью. Регион, обслуживаемый АРМ, охватывает список станций, открытых для грузовой и коммерческой работы. Не зависимо от того, какая технология работы будет принята на сети в части функциональных задач агентства, АРМ АГКР имеет возможность настроить необходимую технологию. Станции, коммерческая работа которых объединяется в едином центре, в АРМе объявляется как объединенная товарная контора. Товарная контора, работающая с одной станцией, так же объявляется условно опорной. Каждой опорной товарной конторе присваивается название.