Система «Грузовой Экспресс» разработана совместно с ПКТБ ЦКИ и работает на всех дорогах ОАО «РЖД». В 2010г. по заданию ЦД ОАО «РЖД» в эксплуатацию запущена единая сетевая база, объединяющая данные из систем «Грузовой Экспресс», АСУ МР, АСУ станций всех дорог ОАО «РЖД». В рамках «Грузового Экспресса» разработана и внедрена на всей сети ОАО «РЖД» автоматизированная система по ведению оперативной базы данных запрещений и ограничений по приему грузов к перевозке на сети ОАО «РЖД» (АСУ КЗО). Организовано взаимодействие с АСУ крупных портов.

Система «Грузовой экспресс» представляет собой информационно-аналитическую систему с элементами прогнозирования продвижения вагонов и грузов до пунктов назначения

Цель создания:

  • уменьшение количества брошенных поездов за счет регулирования погрузкой в адрес портов, пограничных переходов и крупных грузополучателей с учетом складывающейся ситуации и своевременной выдачей конвенционных запрещений и ограничений;
  •  снижение количества нарушений сроков доставки, используя систему контроля за продвижением грузов на основании данных контрольных точек по маршруту продвижения груза и как следствие уменьшить финансовые потери ОАО «РЖД», связанные с выплатами штрафов пользователям из-за несвоевременной доставки грузов;
  • улучшение качество использования подвижного состава, в том числе за счет резкого сокращения времени простоя вагонов под грузовыми операциями в результате тесного взаимодействия с системами АСУ портов и крупных клиентов;
  • обеспечение диспетчерского аппарата всех уровней управления оперативной (в режиме реального времени), статистической (на основе данных архивов и хранилищ) и прогнозной информацией, необходимой для принятия управляющих решений;
  • повышение качества транспортного обслуживания грузовладельцев, привлекательности и престижности железнодорожного транспорта.

Система «Грузовой Экспресс» включает в себя задачи:

  • отслеживание перемещений грузов с момента погрузки на станции отправления до момента выгрузки на основе базы отправок, полученной в результате обработки сообщений 410 в адрес конкретной дороги и сообщений 2977 о проходе междорожных стыков и дополнительных сообщений для уточнения ситуации с вагоном или контейнером;
  • подсистему выдачи информации в графической или табличной форме о прогнозе подхода грузов с выбором по различным критериям;
  • задачу взаимосвязи со смежными системами (АСОУП, АС ЭТРАН);
  • контроль за сроками доставки грузов в адрес клиентов линейного района в АРМ портового диспетчера и диспетчера по местной работе ЦУМР, прогнозирование продвижения грузов для обеспечения своевременной доставки до получателя;
  • разработка аналитических выходных документов для диспетчеров ЦУМР и станций, отражающих динамику погрузки и прогноза выгрузки в адрес станций линейного района с учетом заявок и планируемых сроков доставки;
  • задача ввода и контроля конвенционных нарушений и ограничений, контроль нарушений КЗО по каждой конкретной отправке;
  • разработка и запуск задачи мониторинга перевозок грузов маршрутными и групповыми отправками в адрес портов, пограничных переходов и крупных грузополучателей с контролем всех операций с вагонами и контейнерами в пути следования;
  • разработка системы предупреждения о необходимости выдачи конвенционного предупреждения на основе анализа текущего положения и прогноза подвода грузов к станциям линейного района или пограничной станции.

Пользователями системы являются работники пограничных и припортовых станций, крупных грузовых станций, Дирекций управления движением, руководители старшего и среднего звена различных подразделений железнодорожного транспорта, включая оперативно-диспетчерский персонал Департамента управления перевозками, работников грузового, вагонного, локомотивного хозяйств (свыше 4 000 АРМ). Является одним из источников данных для смежных систем АСУ СТ, АРМ ЦД и транспортных компаний. Система установлена в ИВЦ железных дорог (дорожный уровень) и на 13 серверах для АСУ СТ разработки ООО «ЦИТ Транс М» (станционный уровень).

Демонстрационный материал: