Автоматизированная система управления пункта технического обслуживания вагонов (АСУ ПТО) предназначена для информационного обеспечения и оформления результатов выполнения технологических процессов обслуживания грузовых поездов и вагонов на пунктах технического обслуживания эксплуатационных вагонных депо и местах ремонта.
АСУ ПТО является подсистемой АСУ станцией, базируется на фиксации данных об изменениях технического состояния вагонов, выполняемых при этом операциях и интегрируется с информацией о размещении их в станционной модели: в поездах и на путях станции и подъездных путях необщего пользования.
Цели и задачи АСУ ПТО:
- инструмент для повышения оперативности управления организацией безотцепочного ремонта и ремонта вагонов с отцепкой, повышение уровня контроля исполнения необходимых работ и их качества;
- создание условий для сокращения времени простоя вагонов в неисправном состоянии, исключение задержек поездов при техническом облуживании в парках отправления, исключение отцепок вагонов от поездов при следовании по гарантийным участкам;
- обеспечение подачи под погрузку и постановки в поезда только технически исправных вагонов;
- сокращение операций по корректировке информации о вагонах в модели станции и в ТГНЛ, проводимых операторами СТЦ по прибытию и отправлению;
- создание информационной основы для автоматизации взаимосвязей вагонных депо и информационного обмена между различными подсистемами АСУ дорожного и сетевого уровней.
Наиболее важные функции АСУ ПТО:
- отображение модели мест ремонта и подготовки вагонов, вагонного депо по вагонам, требующим безотцепочного ремонта или ремонта с отцепкой, с фиксацией видов ремонта и характера неисправностей, времени нахождения неисправного вагона на станции и в ВЧДЭ;
- информационное обслуживание персонала основных подразделений, участвующих в выявлении и устранении технических неисправностей вагонов;
- автоматизация составления и передачи пользователям учетных форм первичной документации по вагонному хозяйству, сопровождающих процесс направления вагонов в ремонт с перечислением их в неисправные и исправные после завершения ремонта;
- взаимодействие с диагностическим комплексом для максимальной автоматизации функций получения информации о техническом состоянии и дефектах вагонов, выявленных устройствами автоматической диагностики подвижного состава: КТИ, ПАК и т.п. в прибывающих поездах.
Структурно АСУ ПТО представляет собой функционально сгруппированный набор автоматизированных рабочих мест:
АРМ ПТО
Автоматизированное рабочее место оператора ПТО парка или станции (АРМ ПТО) обеспечивает основной набор функций для учета времени следующих операций с поездами:
- установка и снятие ограждение;
- установка начала и окончания технического обслуживания состава;
- установка начала и окончания сокращенного и/или полного опробования тормозов (с учетом использования локомотива или стационарного устройства зарядки и опробования тормозов);
- установка времени выдачи справки о тормозах ВУ-45;
- установка времени технической готовности поезда и запуска расчета гарантийного участка;
- оформление выполнения работ безотцепочного ремонта;
- оформление выполнения работ техническому обслуживанию специальных вагонов;
- оформление результатов осмотра и подбора вагонов под погрузку по заданным критерия;
- оформление различных актов о результатах целевого осмотра узлов и деталей вагона;
- оформление заявок на подачу и уборку вагонов на местах ремонта, учету изменений комплектации и выводу грузовых вагонов из текущего ремонта (ВУ-36) (для линейных ПТО, при отсутствии выделенного оператора на участке текущего ремонта).
Поддерживается информационное взаимодействие со смежными системами: АСОУП (с.1353, с.1352, с.1354,с.4624, c.1693, c.4651), АС ЭТД и ЭДО АСУСТ‑КП ЭДО (ВУ-23ЭДО, ВУ-26ЭДО, ВУ-36ЭДО,ВУ-14ЭДО), ЕК АСУВ.
АРМ ППВ (пункта подготовки вагонов под погрузку)
Служит для выполнения функций пункта подготовки вагонов под погрузку. Обеспечивает учет данных об осмотре и определения годности вагонов под погрузку и требуемых операциях по подготовке вагонов к перевозкам с учетом технической годности. Предусмотренная возможность оформления заявок на подачу и уборку вагонов с/на тракционных (ремонтных) путей, а также ведение вагонной модели мест ремонта (расстановка вагонов на путях СПРВ/МПРВ). Поддерживается информационное взаимодействие со смежными системами: АСОУП (с.1356, c.1357, с.1358), АС ЭТД и ЭДО АСУСТ‑КП ЭДО (ВУ-14МЭДО, ВУ‑78ЭДО, ВУ-79ЭДО), ЕК АСУВ.
АРМ ППС (промывочно-пропарочной станции)
Служит для выполнения функций пункта подготовки (пропарки) вагонов-цистерн под погрузку. Обеспечивает учет данных об предварительном, натурном осмотре и определения годности цистерн под погрузку и требуемых операциях по подготовке их к перевозкам или для ремонта. Предусмотрена возможность оформления заявок на подачу и уборку вагонов с тракционных (ремонтных) путей, а также ведение вагонной модели мест подготовки (расстановка вагонов на эстакадах). Поддерживается информационное взаимодействие со смежными системами: АСОУП (с.1356, с.1357, с.1358), АС ЭТД и ЭДО АСУСТ‑КП ЭДО (ВУ-14МЭДО, ВУ-78ЭДО, ВУ‑79ЭДО, ВУ‑19ЭДО, ВУ-20ЭДО), ЕК АСУВ.
АРМ В-ВЧДЭ
Служит для выполнения группы функций специалистами и руководителями предприятий (ПТО, ВЧДЭ, В и других служб).
АРМ Рекламаций
Специалист по рекламациям – оформление актов ВУ‑41, доступ к справкам АСУ СТ, ИСС ТОВ, АСОУП и других систем.
АРМ Мастера ТОР/МПРВ/СПРВ
Подготовка заявок на подачу и уборку вагонов на место ремонта, доступ к справкам АСУ СТ, ИСС ТОВ, АСОУП и других систем.
АРМ Инженера службы В (ВСИ)
Ввод нормативных и плановых показателей, доступ к справкам АСУ СТ, ИСС ТОВ, АСОУП и других систем.
АРМ ВПВ (приемщик по допуску)
Служит для выполнения функций регистрации допуска грузовых вагонов на инфраструктуру ОАО «РЖД» после выполнения плановых видов ремонта внешними вагоноремонтными предприятиями. Обеспечивает учет данных о результатах приемки – «допущен/не допущен» и причины не допуска; формирование и передачу в смежные автоматизированные системы информационного сообщения о регистрации «Заявки на уборку (ВУ-79)»; формирование отчетных выходных форм для контроля, учета и анализа проведенной работы по допуску грузового вагона на инфраструктуру. Поддерживается информационное взаимодействие со смежными системами: АСОУП (с.1013), ЭДО АСУСТ‑КП ЭДО (ВУ-104ЭДО).
АРМ ЦМВ (центр мониторинга вагонного хозяйства)
Служит для выполнения функций мониторинга (дислокации и состояния) вагонов с критическими показаниями толщины гребня и дефектами акустического контроля, следующих до мест выгрузки. Система осуществляет:
- информирование операторов смежных ПТО о прибытии на станцию вагонов с тревожными показаниями;
- информирование о дислокации вагонов с тревожными показаниями;
- автоматизированное «Оповещение» о вводе Акта обследования технического состояния и ВУ-23;
- автоматизированное «Оповещение» при перестановке вагонов с «тревожной отметкой» в порожнем состоянии с путей общего пользования после выгрузки на станцию, для принятия решения о ремонте;
- снятие «тревожной отметки» при оформлении «Акт обследования технического состояния» с указанием причины отказа от перечисления в нерабочий парк;
- снятие «тревожной отметки» при оформлении формы ВУ‑23ЭТД;
- барьерные функции в отправочных парках станции при операциях «начало осмотра» и «техническая готовность» для поездов, в составе которые находятся вагоны с непогашенной «тревожной отметкой» (полученной от устройств контроля);
- исключение попадание вагонов с «тревожной отметкой» в готовые поезда при техническом обслуживании и подготовке поезда к проследованию по гарантийному участку (ВУ‑14ЭТД);
- получение накопительных и аналитических форм для принятия решений по улучшению технологических процессов.
АРМ ПТО/ППТ (пункт перестановки тележек)
Служит для выполнения функций пункта перестановки тележек колеи 1520 на тележки колеи 1069 (Сахалинский регион). Обеспечивает учет данных о месте размещения тележек 1520 «в ангаре» (для осуществления оптимально адресной подачи вагонов для перестановки при движении вагонов «на материк»), наличие и состояния парка тележек колеи 1069, и их дислокация под вагонами на Сахалинском регионе.
АРМ ВРП (адаптация для внешнего вагоноремонтного предприятия)
- Обеспечивает доступ к информационной модели вагонов — потенциальных объектов ремонта на станции, в подходе и на местах ремонта в объеме, предусмотренном договорами на производство ремонта вагонов;
- Обеспечивает доступ справкам ИСС ТОВ (вкладка ВРП), АСОУП, АС УКВ;
- Обеспечивает возможность ввода и корректировки комплектации для формирования с. 4624, и выводу грузовых вагонов из текущего ремонта (ВУ‑36);
- Обеспечивает учет данных о результатах приемки – «допущен/не допущен» и причины не допуска. Поддерживается информационное взаимодействие со смежными системами: ЭДО АСУСТ‑КП ЭДО (ВУ-104ЭДО);
- Поддерживается информационное взаимодействие со смежными системами: АСОУП (с.1354, с.4624), АС ЭТД и ЭДО АСУСТ‑КП ЭДО (ВУ‑36ЭДО, ВУ‑104ЭДО).
ИСС ТОВ (информационно-справочная система)
Обеспечивает доступ к оперативной, справочной и отчетной информацией о работе предприятий в зоне действия служб и предприятий вагонного хозяйства. Справочная информация сгруппирована в тематические разделы:
ТОР – справки о выпуске вагонов из текущего отцепочного ремонта с учетом выполнения заявок на подачу и уборку;
АИСХЧ – справки о замене деталей ходовых частей при ремонте;
АС ККПВ – справки по контрою качества подготовки вагонов и результат проследования по гарантийным участка с учетом отцепок;
ЛИЦЕВЫЕ СЧЕТА – учет работы смен по ПТО, паркам, бригадам. Сроки аттестации на знание ПТЭ;
ИННОВАЦИОННЫЕ ВАГОНЫ – учет дислокации, нарушения формирования, и проследования маршрутов инновационных вагонов на тележках типа barber;
РЕКЛАМАЦИИ – учет вагонов с технологическими неисправностями и оформление актов-рекламаций ВУ-41, контроль отцепок вагонов с трудновыявляемыми дефектами;
УСТРОЙСТВА КОНТРОЛЯ – учет и контроль информации, выявленной автоматизированными устройствами на подходах к станции и использование стационарных устройств зарядки и опробования тормозов;
СВП – учет и контроль поврежденных и разоборудованных вагонов, работа пунктов технической передачи (ПТП);
ЭКСПЛУАТАЦИОННАЯ РАБОТА – учет выполнения безотцепочного ремонта и работ, производимых работниками ПТО на станциях, где штатным расписанием не предусмотрен осмотрщик;
ППТ – учет работы пункта перестановки тележек (для Сахалинского региона).